Меню KDT
landing1_logo.png?_=1730717385
KZ / RU / EN

Сотрудничество в области квалификаций в Центральной Азии, Бишкек , октябрь 2024 г.

Презентации мероприятия в Бишеке, октябрь 2024

DARYA: Диалог и умения молодежи в Центральной Азии

DARYA (Диалог и умения молодежи в Центральной Азии) – это первый региональный проект, финансируемый ЕС, который полностью сосредоточен на мерах, поддерживающих инклюзивные и соответствующие рынку труда возможности развития навыков для молодёжи в Центральной Азии. Он реализуется Европейским фондом образования (ЕФО), специализированным агентством Европейского Союза, базирующимся в Италии.


Мероприятие на тему «Региональное сотрудничество в области навыков и квалификаций в Центральной Азии», Бишкек, 15-17 октября 2024 г.


Отчет участников по ссылке.



Структура управления системой квалификаций Казахстана по закону о профессиональных квалификациях (2023).

Подробнее

Модуль 1 - Опрос и анализ данных, как основа для квалификаций

Модуль 2 - Профессиональные квалификации


Основные мероприятия и результаты модуля 2

2022

Сертификация навыков в Казахстане (инфолист DARYA)

2023

Концептуальная модель системы квалификаций


DARYA многоязычный глоссарий - использование и выводы

Развитие региональной рамки квалификаций в странах Центральной Азии: предпосылки и перспективы (отчет)

Консультации Видмантаса Тутлиса по решению задачи «Картирование НРК»

Конспект семинара «Мониторинг спроса на навыки по востребованным квалификациям» Ташкент 17-19 октября 2023

Протокол итогов фокус-группы представителей Казахстана проекта DARYA 8.11.23

Видео итогов семинара «Валидация неформального и спонтанного обучения» в Анкаре 28-30.11.23

Видеовстреча с экспертом проекта DARYA Видмантасом Тутлисом с участниками из Казахстана 14.12.23

Видеовстреча с экспертом проекта DARYA Олавом Аарна с участниками из Казахстана 27.12.23

2024

Отчет визита взаимного обучения «Национальная система квалификаций Латвии» (май 2024)

От должностей к квалификациям, программам обучения и компетентным людям 

Анализ реализации проекта DARYA за 12 месяцев – стратегический взгляд (модули 1 и 2)


Итоги видеовстречи «Подходы и содержание пересмотра Национальных рамок квалификаций Казахстана и Узбекистана» 5.09.24

Составление ЦА-профилей 


Методические рекомендации DARYA по разработке пилотных межстрановых профессиональных профилей в Центральной Азии
 
Конспект участников из Казахстана по итогам мероприятия DARYA «Региональное сотрудничество в области навыков и квалификаций в Центральной Азии» в Бишкеке 15-17 октября 2024

Сборник отчетов и материалов проекта DARYA по модулю 2 (144 страницы)







Модуль 3 - Преподавание и обучение

Казахстанский координационный комитет проекта DARYA

9 сентября 2024 г. состоялось первое заседание Казахстанского координационного комитета проекта DARYA (ККD) по результатам модулей DARYA, последующим шагам и подготовке Регионального Координационного комитета (13.11.24).
Задачами Казахстанского координационного комитета проекта DARYA являются:
- координация взаимодействия между модулями, рабочими группами и заинтересованными сторонами;
- оценка реализации мероприятий модулей DARYA в Казахстане (организация, имплементация, вовлеченность заинтересованных сторон);
- оценка воздействия мероприятий DARYA на национальном уровне и содействие решению задач в системе квалификаций Казахстана;
- содействие преодолению возникших трудностей и определение потенциальных проблем.
Протокол заседания Казахстанского комитета DARYA от 9.09.24.
Анализ реализации проекта DARYA за 12 месяцев – стратегический взгляд (модули 1 и 2)
Ключевые достижения и планы на будущее по модулям DARYA (сентябрь 2024)

В ноябре 2024 г. планируется расширенное заседание Казахстанского координационного комитета проекта DARYA, на котором будет уточнен состав участников ККD и рабочие задачи по проекту.

Расширенный состав Казахстанского координационного комитета проекта DARYA:

Национальные координаторы

  1. Жаумитова М.Д., Министерство труда и социальной защиты населения РК 
  2. Жуманбаев Е.Т., Национальный орган по профессиональным квалификациям
  3. Шонаева Л.Ж., НПП РК «Атамекен»
  4. Алгазинова К.М., Министерство просвещения РК

Контактные лица подведомственных организаций

  1. Ошакбаева Г.О., Министерство просвещения РК
  2. Титарева Д., Министерство труда и социальной защиты населения РК
  3. Архабаева М.А., НОПК
  4. Конкаева С.А., НОПК
  5. Айбульдинова А.И., НОПК
  6. Жанкарина А.Т., НОПК
  7. Боженов А.З., НОПК
  8. Айтбаева Ж., НОПК
  9. Кусаинова А., «Талдау»
  10. Серикбай М., «Талдау»
  11. Тлеужанова М.Н., «Талап»
  12. Раимбекова Ж.А., НАО им. Ы. Алтынсарина
  13. Сапиева М., НАО им. Ы. Алтынсарина
  14. Шарипбаева Д.Б., НПП РК «Атамекен»

Заинтересованные и активные участники

  1. Шайкенова Р.Р., Казахская туристская ассоциация, Алматы
  2. Увалеев Ж.Е., Отраслевой совет по профессиональным квалификациям, Астана
  3. Сотников О., УЦ «КНАУФ», Алматы
  4. Анаятова И., Колледж индустрии туризма и гостеприимства, Алматы  
  5. Махамбетов С., Отраслевой совет по профессиональным квалификациям, Астана
  6. Тарасенко С., Сертификационный центр ЖКХ, Алматы
  7. Башеев А.Ш., ТОО "BenchMarkConsulting", Астана
  8. Байкулова Г.С., ТОО “Oil Services Company”, Актау
  9. Митрофанова И., Казахстанская ассоциация сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности

Национальные фасилитаторы

  1. Тогизбаева А.К., НПП РК «Атамекен»
  2. Исабеков М.У., Корпоративный фонд «KAZLOGISTICS»
  3. Бейсенбенов А.А., НПП РК «Атамекен»

Региональный координационный комитет проекта DARYA

Региональный координационный комитет (РКК) включает национальных координаторов DARYA (членов Национальных координационных комитетов – НКК) из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Встречи РКК организуются ежегодно и служат платформой для взаимодействия между ключевыми стейкхолдерами и партнерскими организациями Центральной Азии с целью продвижения регионального диалога и сотрудничества в сфере развития навыков.

На встрече РКК 13 ноября 2024 года основное внимание будет уделено обсуждению потенциала регионального диалога как краеугольного камня устойчивого сотрудничества, приносящего долгосрочные выгоды региону. Мероприятие обеспечит также дальнейшее руководство к действию на региональном уровне, с учетом национальных приоритетов и вызовов, обсужденных на заседаниях НКК. Встреча РКК предоставит возможность для обмена информацией о предстоящей встрече Группы высокого уровня, которая состоится 4-5 декабря 2024 г. в Ташкенте, Узбекистан. Встрече РКК предшествовала серия встреч Национальных координационных комитетов, состоявшихся в сентябре 2024 г.



Слайды на Региональный координационный комитет DARYA от Казахстана

Термины системы квалификаций 

Понятия «компетенция» и «результатыобучения» часто используются как синонимы, что вводит в заблуждение. Человек может быть компетентным в чем-то, например в математике, в качестве дантиста и т. д. С точки зрения общества, в частности рынка труда, «быть компетентным» означает продемонстрированную (доказанную) способность выполнять необходимые роли, функции или задачи (в качестве наемного работника, фрилансера или просто члена общества или сообщества). С точки зрения человека как учащегося, «быть компетентным» означает обладать необходимыми знаниями, навыками и отношениями, которые в совокупности называются результатами обучения (РО). Таким образом, РО являются предпосылками для эффективного выполнения ролей, функций или задач. Следовательно, мы можем определить компетентность как доказанную способность эффективно действовать в определенных ситуациях повседневной жизни, работы или учебы. Олав Аарна, эксперт DARYA.

Компетентность означает доказанную способность использовать знания, навыки и личные, социальные и/или методологические способности в работе или учебе, а также в профессиональном и личном развитии (ЕQF 2017).

Система квалификаций — это интерфейс между обществом (в частности, рынком труда) и системой обучения в течение всей жизни. В этом интерфейсе протекают два процесса: 1) Разработка квалификационных стандартов, 2) Подтверждение компетентности лиц. Олав Аарна, эксперт проекта DARYA.

Профессиональный стандарт – это сильно формализованный профессиональный профиль компетентности. Если профессиональный стандарт описывает ожидаемую компетентность человека, он становится стандартом профессиональной квалификации. Для оценки компетентности лица к комплекту документов, характеризующих компетентное лицо, необходимо добавить стандарт оценки. Стандарт оценки может быть самостоятельным документом или сочетаться с квалификационным стандартом. Олав Аарна, эксперт проекта DARYA.

Профессия — это группа работ, включающих схожие задачи и требующих схожего набора навыков. Профессии не следует путать с работами или названиями должностей. В то время как работа привязана к определенному рабочему контексту и выполняется одним человеком, профессии группируют работы по общим характеристикам (ESCO).

Понятие «квалификация» также имеет двойственную природу, с одной стороны квалификационный стандарт, а с другой стороны, квалификационный сертификат, выдаваемый лицу по результатам процесса оценки и валидации результатов обучения. Олав Аарна, эксперт проекта DARYA.

Результаты обучения означают перечень того, что учащийся знает, понимает и может делать по завершении процесса обучения, определяемый с точки зрения знаний, навыков и компетенций (ЕQF 2017).

Национальная рамка квалификаций означает инструмент классификации квалификаций в соответствии с набором критериев для определенных уровней РО, который направлен на интеграцию и координацию национальных подсистем квалификаций и улучшение прозрачности, доступа, развития и качества квалификаций по отношению к рынку труда и гражданского общества.

Отраслевая рамка квалификаций означает систему, которая описывает и систематизирует квалификации, необходимые в конкретном секторе или отрасли. Она служит справочным инструментом для работодателей, стейкхолдеров, учреждений образования и обучения, а также регулирующих органов, позволяющих понять навыки и компетенции, необходимые для различных ролей в секторе.

Подробнее

Пилоты модуля 2 "Профессиональные квалификации"

Пилот № 1 модуля 2 - "Разработка ЦА-профессиональных профилей"

Разработка 5 и Центрально-Азиатских профессиональных профилей:
- туризм (гид / гид проводник, менеджер по туризму),
- строительство (мастер по облицовке/отделочник),
- управление жилищно-коммунальным хозяйством (специалист по энергосбережению),
- электронная коммерция (специалист по маркетплейсам/ специалист по электронной коммерции),
- транспорт и логистика (водитель грузовых автомобильных перевозок/логист) работа в 2025 г.
Цель:
Pазработать межстрановые квалификации в выбранных секторах экономики с целью содействия дальнейшему развитию этих квалификаций и сотрудничеству стран Центральной Азии в разработке региональной системы квалификаций.
Задачи:
Подготовить и протестировать методологию проектирования межстрановых квалификаций в Центральной Азии.
Создать рабочие группы экспертов в странах ЦА, ответственных за проектирование пилотных межстрановых квалификаций.
Разработать пилотные примеры межстрановых квалификаций в выбранных секторах экономики.

Пилот № 2 модуля 2 - "Разработка Казахстанских профессиональных стандартов"

Разработка 10 национальных квалификаций, как минимум в 2 отраслях, как минимум в 3 странах (10 общее количество на регион, 1-3 на страну).
Цели: Поддерживать методологическую и техническую работу по разработке профессиональных и квалификационных стандартов в странах ЦА. Подготовить материалы для пилотирования валидации результатов неформального и спонтанного обучения. Разработать 10 национальных квалификаций.
Временная рамка: Консультации по потребностям и охвату пилота, выбор стран, разработка планов конец 2024 г. Пилотирование январь-сентябрь 2025.
Модель профессиональной компетентности:







Глоссарий с блок-схемами

Термины из закона РК "О профессиональных квалификациях"

Компетенция
 
- способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию.


Профессиональная квалификация
 
- степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по професси.


Знание
 - изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи.


Умение
- способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи.


Навык - способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком.


Квалификационная программа - комплекс мер, используемых для оценки соответствия кандидата, претендующего на признание профессиональной квалификации, требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии – квалификационным требованиям к применению знаний, умений и навыков в определенных условиях работы с использованием определенного оборудования, методологии и (или) инструментов.


Профессия - род занятий, осуществляемый физическим лицом и требующий определенной квалификации для его выполнения.


Профессиональный стандарт - письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности.


Признание профессиональной квалификации - процедура оценки и принятия решения о соответствии кандидата требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии – квалификационным требованиям.



Документ о признании профессиональной квалификации - документ, удостоверяющий соответствие профессиональной квалификации кандидата требованиям, предъявляемым к выполнению трудовых функций по определенной профессии.


Национальная система квалификаций - комплекс правовых и институциональных инструментов и механизмов регулирования и согласования спроса на квалификации со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования, в том числе информального.


Информальное образование - вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.


Неформальное образование - вид образования, запланированный, организованный и осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.


Из Трудового кодекса Республики Казахстан

Квалификационная категория (разряд) - уровень требований к квалификации работника, отражающий сложность выполняемых работ.


Из закона РК "Об образовании"

Присвоение квалификации - процедура подтверждения совокупности индивидуальных способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности.


Профессиональное образование - вид образования, направленный на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности.


Профессиональная подготовка - форма профессионального обучения, направленного на развитие личности для приобретения новых или измененных профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ.


Из приказа Министра науки и высшего образования Республики Казахстан
от 20 июля 2022 года № 2 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования" 

Результаты обучения - подтвержденный оценкой объем знаний, умений, навыков, приобретенных, демонстрируемых обучающимся по освоению образовательной программы, и сформированные ценности и отношения



Модуль 1 - Анализ и опрос потребностей в навыках

Модуль 2 – Профессиональные квалификации

Группа "Профессиональные квалификации и обучение в Казахстане" в фейсбуке

Модуль 3 – Улучшение обучения в колледжах

Вопросы и ответы

Что такое проект DARYA?
Какие цели проекта DARYA?
Какие задачи решает проект DARYA?
Какая целевая аудитория проекта?
Подробнее

Проекты

Подробнее